Степ-аэробика для дошколят
Своим опытом использования элементов степ-аэробики в физкультурно-оздоровительной работе делится руководитель физического воспитания ГУО "Ясли-сад № 69 г. Гродно" Марцыняк Ирина Александровна и заведующая Маслова Елена Георгиевна.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и благоприятным для развития многих физических способностей, в том числе координационных, а также способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.
В условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Он все больше времени проводит за просмотром телепередач, мультфильмов, играет в компьютерные игры. На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает проблема физического здоровья детей – одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Следуя из этого, остро возникла необходимость совершенствования двигательного режима дошкольников путем применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-аэробика. Мы изучили методику проведения занятий по степ-аэробике и сегодня хотим поделиться своим опытом работы.
Степ-аэробика – это комплекс упражнений, различных по темпу и интенсивности, в основе которых ритмичные подъемы и спуски при помощи специальной степ-платформы. Степ-платформа – это ступенька, высотой не более 8 см, шириной – 25 см, длинной – 40 см.
Степ-аэробику выполняют под ритмичную музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает самочувствие ребенка. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.
Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
- В форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-30 мин.
- Как часть занятия в виде ОРУ с предметами и без предметов.
- В форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.
- В показательных выступлениях детей на праздниках.
- Как степ-развлечение.
На занятиях с использованием элементов степ-аэробики решаются следующие задачи:
1. Укрепление здоровья:
- Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- Повышение работоспособности и двигательной активности;
- Формирование правильной осанки;
- Содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
- Развитие потребности в систематических занятиях спортом.
2. Совершенствование психомоторных способностей:
- Развитие двигательных качеств: мышечной силы, выносливости, быстроты, гибкости и координационных способностей;
- Развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- Способствует улучшению психического состояния, снятию стрессов;
- Формирование навыков выразительности, пластичности и грациозности движений;
- Развитие чувства уверенности в себе.
3. Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:
- Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
- Развитие чувства товарищества, взаимопомощи;
- Воспитание синхронности движений.
Используя элементы степ-аэробики в физкультурно-оздоровительной работе или проводя степ-тренировку нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей определенного возраста, ее распределении с учетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Техника степ-аэробики предполагает постоянное поддержание правильного положения тела во время всех движений.
Для сохранения правильного положения тела во время степ-аэробики необходимо:
- держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными;
- избегать излишнего прогиба спины;
- не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;
- при подъеме и опускании со степ-платформы всегда использовать безопасный метод подъема;
- стоя лицом к степ-платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
- держать степ-платформу близко к телу при ее переносе.
Основные правила техники степ-тренировки:
- выполнять шаги в центр степ-платформы;
- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
- опускаясь со степ-платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отпускать больше, чем на длину ступни от степ-платформы;
- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве движениями ног;
- не подниматься и не опускаться со степ-платформы, стоя к ней спиной;
- делать шаг с легкостью, не ударять по степ-платформе ногами.
В степ-аэробике используются определенные названия (термины) для каждого конкретного движения. Для простоты обучения выделена группа базовых шагов, на основе которых и строятся блоки и комбинации упражнений степ-аэробики. При работе с детьми названия изменены и упрощены, чтобы дети их понимали.
Шаги, используемые на занятиях степ-аэробикой:
- Базовый шаг (basic step): И.п. – о.с. перед степ-платформой. 1 – шаг на степ правой ногой, 2- шаг на степ левой ногой, 3 – опустить правую на пол, 4 – и.п., 5-8 – то же, начиная с левой ноги.
- Ви-степ (V-step): И.п. – о.с. 1 – поставить правую ногу на правый край степа, 2 – поставить левую ногу на левый край степа, 3 – опустить со степа правую ногу в и.п., 4 – опустить со степа левую ногу в и.п., 5-8 – то же, начиная с левой ноги.
- «Захлёст» (leg curl): И.п. – о.с. 1 – встать на степ правой ногой, 2 – левую согнуть в колене и постараться коснуться ступней ягодиц - «захлест», 3 – поставить левую ногу на пол, 4 – и.п., 5-8 – то же, начиная с левой ноги.
- Подъем колена вверх (knee up): И.п. – о.с. 1 – встать на степ правой ногой, 2 – левую ногу согнуть в колене и поднять вверх, 3 – разогнуть левую ногу и поставить на пол, 4 – и.п., 5-8 – то же, начиная с левой ноги.
- Ноги вместе-ноги врозь(straddle up): И.п. – о.с. на степе. 1 – шаг правой вправо, поставить ногу на пол, 2 – шаг левой влево, поставить ногу на пол, 3 – поставить правую ногу на степ, 4 – поставить левую ногу на степ, занять и.п.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что работа с использованием степ-платформ ведет к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, ощутить психическое расслабление и получить положительные эмоции, улучшить координацию движений, развивать чувство ритма, повысить физическую активность. Упражнения для степ-аэробики подобранные преимущественно циклического характера, вызывают активную деятельность кровообращения и дыхания, тренируют мышцы сердца, усиливают обменные процессы и просты по своей двигательной структуре. Поэтому считаем возможным использование степ-аэробики в физкультурно-оздоровительной работе для повышения двигательной активности детей.
Контакты:
- Маслова Елена Георгиевна, заведующая
- Марцыняк Ирина Александровна, руководитель физического воспитания
- Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 69 г. Гродно"
- 230010, г. Гродно, ул. Гая, 13
- 8 (0152) 339073
- ddy69grodno@mail.ru